Антимонопольному регулированию в России 25 лет

В 2015 году исполняется четверть века антимонопольному регулированию России

В начале перестройки в 1985 в стратегию экономических реформ не были включены вопросы антимонопольной политики и формирования конкурентных отношений.

Первые законы, которые можно отнести к регулированию конкурентных отношений, это законодательные акты, способствовавшие развитию экономических отношений и конкуренции, в том числе через переход на хозрасчет государственных предприятий, а также через открытие возможностей для частной коммерческой инициативы:

Закон СССР от 30 июня 1987 г. № 7285-XI «О государственном предприятии (объединении)» регламентировал новые формы хозяйственного расчета, которые, в свою очередь, стимулировали освоение гибких форм арендных отношений;

Закон СССР от 19 ноября 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности» снимал ограничения на занятия народно-художественным промыслом, ремесленничеством, кустарничеством, извозом, ремонтом и т.д.;

Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI «О кооперации в СССР» изменил институциональные основы государства.

В целях реализации антимонопольной и конкурентной государственной политики, в том числе создания и развития малых предприятий, демонополизации экономики, а также обеспечения правовой защиты товаропроизводителей и потребителей в соответствии с Постановлением Совета министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства» предполагалось создать Антимонопольный комитет СССР. Но на союзном уровне этот орган так и не был создан.

Впервые в истории России Законом РСФСР от 14 июля 1990 г. «О министерствах и государственных комитетах РСФСР» было предусмотрено создание в составе Совета Министров Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее - ГКАП РСФСР).

Такое решение стало убедительным свидетельством намерений российского государства перейти от плановой социалистической экономики к рынку. Деятельность этого нового звена в структуре исполнительной власти началась уже осенью 1990 г.

Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский.

Положение о ГКАП было утверждено Указом Президента РФ только в августе 1992 г.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 8 октября 1991 г. № 515 в период с октября 1991 г. по март 1992 г. в субъектах Федерации были образованы территориальные управления ГКАП РФ и тем самым завершено формирование федеральной системы антимонопольных органов.

В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена. В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин.
В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталия Евгеньевна Фонарева.

22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев.

В мае 1999 года министром стал Илья Артурович Южанов.

9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

С 10 марта 2004 года  руководителем Федеральной антимонопольной службы назначен Игорь Юрьевич Артемьев.

 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Игорь Артемьев: «Начиная с 90-ых годов, мы прошли путь, который многие страны проходили десятилетиями. Развивая и защищая конкуренцию, ФАС России таким образом вносит свой вклад в модернизацию российской экономики, в повышение благосостояние граждан, в развитие инновационных продуктов, снижение цен и повышение качества предоставляемых товаров, работ и услуг.

ФАС удалось модернизировать антимонопольное, рекламное и отраслевое законодательство, законодательство об иностранных инвестициях и законодательство о госзакупке, не имеющих аналогов в мире.

Появились правила недискриминационного доступа к услугам естественных монополий в ряде отраслей, что значительно снизило барьеры для выхода на рынок компаний.

Реализованы проекты по снятию лишних административных барьеров для бизнеса.

Наработана практика пресечения картельных сговоров, самых опасных антимонопольных нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность».

ФАС России, первая из федеральных органов исполнительной власти,  сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ИСО 9001-2008. 17 января 2012 года удостоверяющий сертификат был вручен руководителю ФАС России Игорю Артемьеву.

Совершенствование законодательства и активная правоприменительная практика позволяют ФАС России улучшать с 2006 года свои показатели в Рейтинге эффективности конкурентных ведомств, публикуемом ведущим международным издательством «Всемирный Обзор по конкуренции» (Global Competition Review, GCR) и признанным всем мировым сообществом и находиться в двадцатке лучших конкурентных ведомства мира.

Антимонопольный орган России ставит перед собой новые задачи по модернизации законодательства, совершенствованию правоприменительной практики, созданию благоприятных условий для развития конкуренции и внедрению инновационных инструментов для стимулирования эффективного экономического роста. 

Тряпша Илья, специалист первого разряда отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (Якутское УФАС России).

В 2014 году окончил Северо-Западный институт Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в Санкт-Петербурге. После службы в армии поступил на работу в Якутское УФАС России.).

В ФАС России работает очень много молодых специалистов. в основном имеют квалификацию «юрист» или «экономист». Работа здесь построена так, что молодые специалисты ориентированы продвижение по службе.

В каждом территориальном органе отдельного субъекта постоянно формируется кадровый резерв, резерв для центрального аппарата, а еще перспективный резерв для замещения руководящих должностей ФАС России. В течение года проходят обучающие семинары, курсы повышения квалификации, переподготовки. В Казани в 2012 году построен отличный Учебно-методический центр ФАС России.

Сегодня по всей России действуют 84 территориальных органов ФАС России, которые контролируют ситуацию в 85 субъектах России. Последний территориальный орган в структуре ФАС России создан в 2014 году – это Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю. По всей России в ФАС России работают 3000 сотрудников.

Круг полномочий у ФАС России скажу, огромен. Это антимонопольный контроль и надзор за действиями госорганов, хозсубъектов, контроль деятельности естественных монополий, контроль рекламной деятельности, контроль в сфере госзакупок, контроль за иностранными инвестициями, контроль и надзор в сфере торговли, контроль в сфере электроэнерегетики.

В службе для сотрудников организуются много разных мероприятий: Проходят коллективные спортивные и благотворительные мероприятия. В ФАС хороший коллектив и дружные коллеги.

Управление антимонопольного органа в Якутии было сформировано в числе последних регионов, где был создан территориальный орган МАП России. На момент создания было 13 сотрудников, сегодня – 30. Приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства с 2003 года утверждена деятельность территориального антимонопольного органа Республики Саха (Якутия). 22 мая 2003 года было зарегистрировано Территориальное управление МАП по Республике Саха (Якутия). Так, днем рождения Якутского УФАС считается 22 мая.

Позднее в апреле 2004 года произошла передача функций упразднённого МАП России ФАС России.

В июне 2004 года антимонопольный орган Якутии начал действовать по наименованием Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в сокращении - Якутское УФАС России.

С 1 января 2006 года Управление ФАС по Республике Саха (Якутия) начало осуществлять контроль над соблюдением Закона РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

С мая 2003 года антимонопольный орган Якутии возглавляет Юрий Игнатьев.

Юрий Игнатьев: «Начиная с 90-ых годов, антимонопольный орган России прошел путь, который многие страны проходили десятилетиями. Наша главная миссия была и остаётся защита свободного рынка на территории Российской Федерации, прав и интересов бизнеса в целях повышения роста благосостояния наших граждан и экономического роста в государстве. Наша главная задача: не карать за нарушения, а предупредить от их совершения.

За годы действия антимонопольных органов сформировано, считаю, уникальное антимонопольное, рекламное и отраслевое законодательство, законодательство о госзакупках, не имеющие аналогов в мире. Появились правила недискриминационного доступа к услугам естественных монополий в ряде отраслей, что значительно снизило барьеры для выхода на рынок компаний. Реализованы проекты по снятию лишних административных барьеров для бизнеса. Наработана практика пресечения картельных сговоров, самых опасных антимонопольных нарушений.

Мы открытое и доступное ведомство, находимся в постоянном диалоге с бизнесом. Прислушиваемся к его предложениям, отзывам. Так, Правительством РФ одобрен «четвертый антимонопольный пакет». Ключевой поправкой является введение механизма внутренней апелляции. Это просьба бизнеса, которая должна значительно разгрузить работу судов. Например, при Якутском УФАС России действует постоянный Общественно-консультативный совет. Эксперты – ведущие представители бизнеса нашей республики ежеквартально на заседаниях дают оценку состоянию конкуренции в Якутии, обсуждают актуальные вопросы и дают рекомендации антимонопольному органу для реагирования. Повторю слова Игоря Артемьева во время встречи с бизнесом: «Мы -  самый маленький сетевой орган исполнительной власти в России, но благодаря вашему уму, умению и поддержке, мы чувствуем, что нас гораздо больше».

Из статистики: с 2003 года территориальный антимонопольный орган Якутии в ходе контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы пресек более 20 000 нарушений. В бюджеты всех уровней поступило штрафов на сумму более 160 миллионов рублей.

За период 2006-2013 годов в рамках контроля исполнения Федерального закона № 94-ФЗ рассмотрено 3315 жалоб на порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. В 2014 году в рамках Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок – 984.

За период 2006-2013 годы проведены 202 проверки государственных органов исполнительной власти и муниципальных образований республики на предмет соответствия их действий законодательству при размещении государственных заказов. Установлено 8 122 нарушений положений Закона о размещении государственных заказов.

В рамках контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за 2014 года рассмотрено 984 поступивших жалоб на действия (бездействие) действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссий по осуществлению закупок, их членов. По результатам рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб выявлено 653 нарушений Закона о контрактной системе/Закона о размещении заказов.

За 2014 год проведена 61 проверка закупок для государственных и муниципальных нужд (с учетом проверок проведенных в рамках Закона о размещении заказов), в том числе 7 плановых выездных проверок и 54 внеплановых камеральных проверок.

В ходе проведения контрольных мероприятий проверено всего 142 закупки, по результатам которых установлено 371 нарушение Закона о контрактной системе/Закона о размещении заказов.