О результатах деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) при осуществлении контроля закупок для государственных и муниципальных нужд за 1-й квартал 2017 года.

Категория отчета:

Якутское УФАС России подвело итоги работы по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 1-й квартал 2017 года.

За период с 01.01.2017 г. по 31.03.2017 г. Отделом контроля закупок Якутского УФАС России рассмотрено 243 жалобы.

Из указанного количества жалоб обоснованными, в том числе частично, было признано 83 жалобы, необоснованными – 108, отозвано – 8 жалоб, возвращено – 44 жалобы.

Для сравнения за аналогичный период 2016 года антимонопольным органом было рассмотрено 225 жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, из которых обоснованными, в том числе частично была признана 91 жалоба, необоснованными – 70, возвращено – 42, отозвано – 22 жалобы.

По сравнению с показателями 2016 года в 1-м квартале 2017 года незначительно уменьшился объем жалоб, поступающих на действия заказчиков, членов комиссий при осуществлении закупок, финансируемых из федерального и из муниципального бюджетов (уменьшение составило 4% и 2% соответственно), вместе с тем, на 30% увеличился объем жалоб, поступающих от участников закупок на действия заказчиков, членов комиссий при проведении закупок, финансируемых из бюджетов республиканского уровня.

Несмотря на то, что общее количество жалоб, поступивших в антимонопольный орган увеличилось, объем выявленных Якутским УФАС России нарушений законодательства о контрактной системе уменьшился на 10%.

Так, в первом квартале прошлого года, по результатам рассмотрения 225 жалоб антимонопольным органом было выявлено 293 нарушения, допущенных заказчиками, уполномоченными учреждениями и закупочными комиссиями, в текущем же году, при рассмотрении 243 жалоб Якутским УФАС России было выявлено 263 таких нарушений.

Следует отметить, что наибольшее количество нарушений (196) было допущено при осуществлении закупок, финансируемых из муниципальных бюджетов.

Указанное свидетельствует о необходимости усиления мер, направленных на повышение квалификации и профессионализма муниципальных заказчиков, а также о необходимости усиления взаимодействия контрольно-надзорных органов в сфере контроля за осуществлением муниципальных закупок.

В числе наиболее часто допускаемых заказчиками/уполномоченными органами нарушений Якутское УФАС России считает необходимым отметить следующие:

- установление ненадлежащих требований к участникам закупки, в том числе к их специальной правоспособности (установление излишних требований, либо не установление необходимых требований);

- не размещение в единой информационной системе отчетов по исполнению контрактов;

- не размещение в единой информационной системе отчетов об объеме закупок, осуществленных среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;

- нарушения при формировании и исполнении планов закупок, планов-графиков закупок (осуществление закупок с нарушением установленных сроков, не указание идентификационных номеров закупок и пр.).

 

За 1-й квартал 2017 года Якутским УФАС России рассмотрено 37 дел об административных правонарушениях в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях Якутским УФАС России за 1-й квартал 2017 года вынесены постановления о наложении административного штрафа на общую сумму 634,71 тыс руб. за нарушения требований Закона о контрактной системе.

 

Также за указанный период Отделом контроля закупок Якутского УФАС России рассмотрено 63 обращения о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации. Это на 21% меньше количества обращений, рассмотренных в 1-м квартале 2016 года (80 обращений).

Из них 16 обращений поступило в связи с уклонением участников закупки от подписания контрактов, 46 – в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта, 1 – в связи с расторжением контракта на основании решения суда.

По сравнению с 1-м кварталом 2017 года на 57% уменьшилось количество обращений, поступающих в связи с уклонением от подписания контракта, на 2% увеличилось количество обращений о включении в РНП в связи с односторонним расторжением контрактов.

При этом, в течение 1-го квартала 2017 года антимонопольным органом принято меньше решений о включении сведений об участниках закупок в РНП по сравнению с показателем аналогичного периода 2016 года (22 участников закупок в 2016 году и 11 в 2017 году включены в РНП).

Связано это, отчасти, с несоблюдением заказчиками порядка одностороннего расторжения контракта, установленного Законом о контрактной системе.

В связи с вышеизложенным хотелось бы отметить, что заказчикам необходимо внимательнее подходить к процедуре расторжения контракта и соблюдать все требования, установленные Законом о контрактной системе в отношении указанной процедуры.