• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Решение по делу № 06-1039/17т о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также – Комиссия антимонопольного органа), в составе:

<…> – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

<…> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «НТСсофт» (далее также – ООО «НТСсофт», Общество, заявитель): <…> (представитель по доверенности);

от котировочной комиссии заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр поддержки предпринимательства РС (Я)» (далее также – ГКУ РС (Я) «Центр поддержки предпринимательства РС (Я)», заказчик): <…> (представитель по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «НТСсофт» на действия котировочной комиссии заказчика ГКУ РС (Я) «Центр поддержки предпринимательства РС (Я)» при проведении запроса котировок на оказание услуг по оформлению усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов (изв. № 0816200001117000082), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14,

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «НТСсофт» на действия котировочной комиссии заказчика ГКУ РС (Я) «Центр поддержки предпринимательства РС (Я)» при проведении запроса котировок на оказание услуг по оформлению усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов (изв. № 0816200001117000082).

Представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал, также пояснил следующее:

  1. В нарушение Закона о контрактной системе, котировочной комиссией заказчика заявки участников закупки ООО «КОМПАНИЯ БУДИМИР» и ООО «АРГУС» неправомерно признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, поскольку указанные юридические лица, согласно информации с государственного информационного портала, не являются аккредитованными удостоверяющими центрами, в связи с чем не могут оказывать услуги по созданию квалифицированной электронной подписи, как указано в техническом задании.
  2. В нарушение требований Закона о контрактной системе в пункте 8 Технического задания не установлено в качестве обязательного требования наличие аккредитации удостоверяющего центра.

Просит признать жалобу обоснованной.

Представитель заказчика по доводам жалобы пояснила следующее:

Победителем закупки был признан участник закупки с порядковым номером заявки 2 ООО «КОМПАНИЯ БУДИМИР». В Техническом задании не прописаны требования о предоставлении копии свидетельства об аккредитации удостоверяющего центра, выданное Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в связи с тем, что квалифицированная подпись создается только аккредитованным удостоверяющим центром. При рассмотрении и оценки котировочных заявок, котировочная комиссия заказчика не отклоняла тех участников закупки, которые приложили копии свидетельства об аккредитации удостоверяющего центра, поскольку данное требование предъявляется к исполнителю, а не к участникам закупки. Кроме того, согласно положениям контракта, исполнитель вправе привлечь к его исполнению третьих лиц.

Комиссия антимонопольного органа, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) – 05.09.2017 года;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос котировок;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 250 000,00 рублей;

4) на участие в электронном аукционе подано 3 заявки;

5) заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.

На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия антимонопольного органа считает жалобу ООО «НТСсофт» необоснованной, а довод в части обжалования положений аукционной документации не подлежащим рассмотрению, на основании следующего.

Как следует из сути первого довода жалобы, заявитель обжалует решение котировочной  комиссии в части признания соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, участника закупки ООО «АРГУС», а также победителя закупки ООО «КОМПАНИЯ БУДИМИР».

По мнению заявителя, ООО «НТСсофт» является единственным участником данной закупки, который соответствует необходимым для исполнения контракта требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для данного вида деятельности, а именно является аккредитованным удостоверяющим центром, правомочным на создание квалифицированных электронных подписей, что подтверждается свидетельством об аккредитации № 726 от 30.06.2017 г.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок № П1 от 11.09.2017 г. на участие в закупке подано 3 заявки от участников закупки ООО «НТСсофт» (порядковый номер заявки 1), ООО «КОМПАНИЯ БУДИМИР» (порядковый номер заявки 2), ООО «АРГУС» (порядковый номер заявки 3). Решением котировочной комиссии заказчика заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.

В соответствии с частью 6 статьи 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.

Согласно пункту 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Из смысла указанных норм следует, что котировочная комиссия проверяет заявки участников закупки на соответствия только тем требованиям, которые установлены в извещении о проведении запроса котировок.

Как установлено из материалов дела, извещение № 0816200001117000082 о проведении запроса котировок на оказание услуг по оформлению усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов требования к исполнителю обязательств по контракту, согласно которым обязанности, предусмотренные контрактом могут быть исполнены только аккредитованным удостоверяющим центром, правомочным на создание квалифицированных электронных подписей, не установлено.

Следовательно, у котировочной комиссии заказчика отсутствовали основания для признания заявок участников закупки ООО «АРГУС» и ООО «КОМПАНИЯ БУДИМИР» не соответствующими установленным требованиям по основанию, указанному заявителем.

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.

Согласно второму доводу жалобы, заявитель также обжалует действия заказчика в части не установления в извещении о проведении запроса котировок требования, согласно которому исполнителями обязательств по контракту на оказание услуг по оформлению усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов могут быть только аккредитованные удостоверяющие центры.

В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Согласно сведениям с официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru установлены следующие дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе – 11.09.2017 г. 17:00 часов.

Между тем, жалоба заявителя поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 20.09.2017 г., то есть позднее срока окончания подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, довод жалобы заявителя в части обжалования положений аукционной документации не подлежит рассмотрению, в связи с тем, что заявителем пропущен установленный Законом о контрактной системе срок обжалования положений аукционной документации.

В ходе внеплановой проверки установлено следующее.

  1. Частью 5 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено, что к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

При этом, согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Согласно извещению № 0816200001117000082 о проведении запроса котировок, в рамках данной закупки в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Следовательно, срок оплаты оказанной услуги не может превышать 15 (пятнадцать) рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Как установлено из материалов дела, пункт 3.1.2. проекта контракта содержит следующее условие о сроке оплаты оказанной услуги: «оплата производится по факту оказания услуг (полностью или частично) на основании выставленного исполнителем счета в течение 10 рабочих дней (но не более 30 календарных дней) со дня подписания сторонами акта сдачи-приемки услуг».

Указанные положения проекта контракта, содержащие оговорку «не менее 30 календарных дней», устанавливают предельный срок оплаты оказанной услуги, а именно 30 календарных дней, что превышает 15 рабочих дней и не соответствует требованиям части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Представитель заказчика в ходе заседании Комиссии пояснила, что в проекте контракта, в части указания срока оплаты допущена опечатка, оплата по данному контракту осуществляется в течение 10 рабочих дней.

Таким образом, действия заказчика в части не установления в проекте контракта  надлежащего срока оплаты оказанной услуги нарушают требования части 8 статьи 30, части 13 статьи 34, части 5 статьи 73 Закона о контрактной системе.

  1. Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация о сроке

В соответствии с частью 1 статьи 74 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.

Поскольку предметом данной закупки является оказание услуг по оформлению усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов, что не подпадает под условия закупки, проводимой в соответствии со статьей 76 Закона о контрактной системе (закупки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения), заказчик должен установить дату окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе по истечении 7 (семи) рабочих дней с момента размещения на официальном сайте ЕИС извещения о проведении закупки.

Заказчиком извещение о проведении запроса котировок № 0816200001117000082 на  оказание услуг по оформлению усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов размещено на официальном сайте ЕИС – 05.09.2017 г.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе  Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд  основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

При этом извещением, аукционной документацией установлена следующая дата и время срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе – 11.09.2017 11:00, то есть на 4-ый день с даты размещения извещения на официальном сайте ЕИС.

Таким образом, заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в запросе котировок, что нарушает требования пункта 6 статьи 42, части 1 статьи 74 Закона о контрактной системе.

  1. В части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в запросе котировок.

Так согласно указанной норме заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:

1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;

3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;

4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;

5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;

6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.

Согласно пояснениям представителя заказчика, требования к составу заявки установлено в пункте 9 Технического задания на оказание услуг по оформлению усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов, для субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия), являющегося приложением в извещении о проведении запроса котировок (далее также – Техническое задание).

Так, согласно указанному пункту Технического задания участникам закупки в составе заявке надлежит представить, в выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, заявку на участие, котировочное предложение, копию лицензии ФСБ на распространение криптографических средств.

Кроме того, размещенная заказчиком в единой информационной системе форма заявки на участие в запросе котировок, также не содержит в полном объеме вышеуказанных сведений об обязанности участников закупки указать, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.

Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.

  1. Как установлено ранее в части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в запросе котировок.

При этом, частью 4 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.

Следовательно, требование о представлении в составе заявок документов, не входящих в перечень, установленный частью 3 статьи 73, неправомерно.

Согласно материалам дела, в пункте 9 Технического задания на оказание услуг по оформлению усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов, для субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия), являющегося приложением в извещению о проведении запроса котировок, установлено, что участникам закупки в составе своих заявок на участие в закупке надлежит представить, в том числе копию лицензии ФСБ на распространение криптографических средств, которая не входит в перечень документов, предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчиком в нарушение части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе установлены излишние требования к составу заявки на участие в запросе котировок.

  1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если заказчиком в рамках проводимой закупи устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, то участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно извещению № 0816200001117000082 о проведении запроса котировок, закупка проводится только у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Следовательно, участники закупки обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Комиссией установлено, что извещение о проведении запроса котировок содержит требование, согласно которому участникам закупки необходимо представить документы соответствии с п.7 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе (декларацию о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям).

Между тем, указанные заказчиком в извещении нормы Закона о контрактной системе регулируют отношения в рамках проведения закупки в форме электронного аукциона.

Таким образом, заказчиком в нарушение части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок не установлено надлежащим образом требование о представлении участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие установленному в рамках проводимой закупки  ограничению.

  1. Как установлено ранее, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.

При этом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, описание объекта закупки содержится в Техническом задании, являющимся приложением к извещению о проведении запроса котировок.

В пункте 8 Технического задания установлены требования к квалификации исполнителя оказания услуг и иные требования к исполнителю, в том числе наличие Сервисного центра на территории г. Якутска.

Представитель заявителя пояснила, что сведения об имеющихся Сервисных центрах на территории г. Якутска, у заказчика отсутствуют.

Таким образом, действия заказчика, установившего требование к наличию у участника закупки Сервисного центра на территории г. Якутска, нарушают требования части 3 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

  1. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик устанавливает единые требования к участникам закупок, в том числе:

- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

- участник закупки не является офшорной компанией.

При этом, в силу части 3.1 статьи 73 Закона о контрактной системе участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Между тем, на заседании Комиссией установлено, что извещение № 0816200001117000082 о проведении запроса котировок информации об установленных в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требованиях к участникам закупки не содержит.

Таким образом, заказчиком нарушено требование части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

  1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Как установлено ранее в соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Предметом данной закупи является оказание услуг по оформлению усиленной квалифицированной и усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов в сфере торговых процедур, для субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия), при этом согласно пункту 13 Технического задания в обязанности исполнителя входит, в том числе создание электронно-цифровой подписи.

В статье 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее также – Закон об электронной подписи) определены основные понятия, использующиеся в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, в том числе:

электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (пункт 1);

сертификат ключа проверки электронной подписи - электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи (пункт 2);

квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) - сертификат ключа проверки электронной подписи, соответствующий требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, и созданный аккредитованным удостоверяющим центром либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи (далее - уполномоченный федеральный орган) (пункт 3).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона об электронной подписи аккредитованным удостоверяющим центром является удостоверяющий центр, получивший аккредитацию.

Согласно части 1 статьи 16 Закона об электронной аккредитация удостоверяющих центров осуществляется уполномоченным федеральным органом в отношении удостоверяющих центров, являющихся юридическими лицами.

Частью 6 статьи 15 Закона об электронной подписи установлено, что аккредитованный удостоверяющий центр не вправе наделять третьих лиц полномочиями по созданию ключей квалифицированных электронных подписей и квалифицированных сертификатов от имени такого аккредитованного удостоверяющего центра.

В соответствии с частью 5 статьи 16 Закона об электронной подписи в случае принятия решения об аккредитации удостоверяющего центра уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения об аккредитации, уведомляет удостоверяющий центр о принятом решении и выдает свидетельство об аккредитации по установленной форме. После получения свидетельства об аккредитации аккредитованный удостоверяющий центр обязан осуществить присоединение информационной системы, обеспечивающей реализацию функций аккредитованного удостоверяющего центра (далее - присоединение аккредитованного удостоверяющего центра), к информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуре в порядке, установленном в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - инфраструктура). После присоединения аккредитованного удостоверяющего центра к инфраструктуре уполномоченный федеральный орган выдает аккредитованному удостоверяющему центру квалифицированный сертификат, созданный с использованием средств головного удостоверяющего центра.

Из совокупного смысла приведенных норм следует, что оказывать услуги по созданию ключей квалифицированных электронных подписей правомочны только аккредитованные удостоверяющие центры.

Следовательно, поскольку предмет закупки связан с созданием квалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов в сфере торговых процедур, для субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия), соответствующее требование к участникам закупки, в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе подлежит включению в извещение о проведении закупки.

Из материалов дела, следует, что извещение № 0816200001117000082 о проведении запроса котировок требования в соответствии с положениями действующего законодательства, а именно Закона об электронной подписи, не содержит.

Таким образом, заказчиком нарушено требование пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

  1. Согласно пункту 2 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.

Частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе установлено, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Согласно сведениям с официального сайта ЕИС в извещении № 0816200001117000082 о проведении запроса котировок установлено, что заявки подаются в запечатанных конвертах без указания наименования поставщика нарочно или заказным письмом с указанием номера извещения.

Как следует из материалов дела, на участие в закупке подано 3 заявки от участников закупки. Указанные заявки поступили в адрес заказчика в запечатанных конвертах.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок № П1 от 11.09.2017 г. заявки всех участников закупки рассмотрены котировочной комиссией заказчика и признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок.

Между тем, на заседании Комиссией установлено, что заявка участника закупки с порядковым номером 3, поданная в запечатанном конверте, не содержит указание на номер извещения, а также содержит наименование поставщика (подрядчика, исполнителя) – ООО «Аргус», что не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок на оказание услуг по оформлению усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов, в связи с чем, в силу указанных норм Закона о контрактной системе, заявка данного участника закупки должна быть отклонена котировочной комиссией заказчика.

Таким образом, котировочной комиссией заказчика нарушено требование части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

р е ш и л а:

 

  1. Признать жалобу ООО «НТСсофт» на действия котировочной комиссии заказчика ГКУ РС (Я) «Центр поддержки предпринимательства РС (Я)» при проведении запроса котировок на оказание услуг по оформлению усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов (изв. № 0816200001117000082) необоснованной, а довод в части обжалования положений извещения о проведении закупки неподлежащим рассмотрению.
  2. Признать заказчика ГКУ РС (Я) «Центр поддержки предпринимательства РС (Я)» нарушившим части 3, 8 статьи 30, пункт 1 части 1 статьи 31, часть 5 статьи 31, часть 3 статьи 33, часть 13 статьи 34, пункты 2, 6 статьи 42, пункты 1 части 1 статьи 73, пункт 4 части 3 статьи 73, части 4, 5 статьи 73, часть 4 статьи 74 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Признать котировочную комиссию заказчика ГКУ РС (Я) «Центр поддержки предпринимательства РС (Я)» нарушившей часть 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  4. Выдать котировочной комиссии заказчика ГКУ РС (Я) «Центр поддержки предпринимательства РС (Я)», заказчику ГКУ РС (Я) «Центр поддержки предпринимательства РС (Я)» предписание об устранении допущенных нарушений.
  5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
  6. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения

 

Заместитель председателя комиссии                                                                    <…>

 

 

Члены комиссии:                                                                                                  <…>

 

 

                                                                                                                                    <…>